Возводить мини-города за кольцевой или столкнуться с отсутствием места под проекты бизнес-класса в черте города – с такой перспективой в обозримом будущем столкнутся девелоперы Петербурга.
Перспективы строительства недешевого жилья за пределами КАД обсуждали участники круглого стола «Возможен ли бизнес-класс за КАДом?», организованного «Объединением строителей Санкт-Петербурга» и группой компаний «Ленстройтрест».
Сейчас проекты бизнес-класса реализуются преимущественно в Санкт-Петербурге, а за его границами представлены, в основном, коттеджными поселками или малоэтажными жилыми комплексами.
«Количество пятен внутри кольцевой не бесконечно. Если считать, что бизнес-класс за пределами кольцевой невозможен, это означает, что лет через пять его строить окажется негде», - предположил директор по продвижению ГК «Ленстройтрест» Дмитрий Карпушин, выступивший модератором беседы.
Между тем, локации за КАД за редким исключением – зеленогорское направление, Пушкин, Юкки – с точки зрения потребителя сливаются в один бюджетный сегмент, различия внутри которого не так велики. И, по данным социологов, интерес к покупке жилья за пределами КАДа в настоящий момент не слишком высок.
- Только 8% респондентов хотят приобрести жилье на территории Ленобласти, еще 8% - в ближайших от Петербурга пригородах, в пределах 10 км. Из 8% тех, кто готов купить жилье за кольцевой, 50% предпочитают Новое Девяткино, 33% - Мурино», - сообщил директор по маркетингу исследовательской компании «Той Опинион» Алексей Кропотов.
Впрочем, даже 16% респондентов, которые не возражают против покупки жилья в пригороде Петербурга или на других территориях Ленобласти, готовы приобретать жилье только вблизи от города – в 15-20 минутах езды на автомобиле. Поэтому столь востребовано сейчас жилье в северных пригородах и на юго-востоке Петербурга. Однако в час пик жители того же Мурино или Девяткино добираются до места работы в центре города вряд ли быстрее, чем те, кто живет в ближайших пригородах за пределами КАД.
При этом жилье «за кольцом» интересно потребителю, только если речь идет о действительно продуманном и качественно реализованном проекте, ведь 56% респондентов, как рассказал Кропотов, покупают квартиры для улучшения жилищных условий, а не, например, для сдачи в аренду. Таким покупателям интересны не только «квадратура», но и транспортная доступность, а также дополнительные функции жилья, благоустройство территории и исполнение проекта. 59% из числа опрошенных хотели бы жить рядом с парковой зоной, 46% - со сквером, добавил Алексей Кропотов. Эти представления о хорошем жилье позволяют утверждать, что и за КАД бизнес-класс возможен тоже.
При том, что четких критериев, которые позволили бы отнести жилье к тому или иному классу, пока не выработано. Участники круглого стола согласились, что такими критериями, как минимум, могут быть плотность застройки и развитость инфраструктуры.
- Если плотность застройки высокая, это автоматически делает проект эконом-классом, - считает замгендиректора по развитию ГК «Пионер», направление «Санкт-Петербург» Александр Феофанов.
Однако, по словам участников мероприятия, в северных локациях, с которыми связаны сейчас покупательские предпочтения, строительные проекты возникали почти стихийно, вне какой-либо системы взаимодействия между застройщиками. Эксперты считают, что новые микрорайоны на севере за последние 2-3 года уже сложились – в том числе, и с точки зрения социальной среды, и изменить их, приблизив к «бизнес-классности», вряд ли получится.
Так что, утверждают эксперты, появление жилья бизнес-класса за городской чертой связано, в первую очередь, внутри с реализацией масштабных проектов комплексного освоения территорий.
В таких проектах должны сочетаться дома разной классности – от «эконома» до элитного жилья. И, конечно, большое внимание должно уделяться созданию комфортной мультифункциональной среды. Она складывается не только из клумб и пешеходных дорожек, но и из транспортной доступности, логистики, наличия производственных, коммерческих и офисных помещений, парковых и досуговых зон и т.п. По словам руководителя проектов комплексного освоения территории ЗАО «Строительный трест» Анзора Берсирова, для таких проектов необходима площадь от 100-150 га. Эксперты в целом согласились с этой оценкой.
Таким образом, для реализации подобных масштабных проектов застройки нужен либо крупный девелопер, либо пул из нескольких девелоперов, сумевших соорганизоваться еще на стартовом этапе освоение территории, подытожили участники круглого стола.