Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО «БФА-Девелопмент», считает нашу эпоху в истории архитектуры Петербурга временем тотальных неудач массовой застройки.
– К сожалению, каждый год по итогам высокого строительного сезона, когда архитекторы оценивают достижения своих коллег, мы слышим от профессионального сообщества, что архитектура новостроек по качеству оставляет желать лучшего. Есть, конечно, и примеры успехов, но это, к сожалению, исключение из правил, локальные достижения по отдельным жилым комплексам, таким как ЖК «Огни Залива» Никиты Явейна.
Нет никаких оснований говорить даже о поиске новых решений, нет общественного запроса на другое качество архитектуры, не прослеживается стремление архитекторов пояснить свою точку зрения. Нужно специально работать над популяризацией взглядов, над формированием вкусов, потому что, например, фасадные решения оцениваются покупателями едва ли не в последнюю очередь, им придается невысокая значимость при выборе квартиры. Зачастую мы слышим отзывы об устаревших затертых панельных домах как о вполне приемлемых. Коль скоро нет запроса, девелопер не будет идти на дополнительные усилия, специальные шаги по повышению качества архитектурных решений. Можно констатировать, что даже простые вещи, такие как тотальное остекление, достаточно долговечные навесные фасады из керамогранита уже представляются большим благом и особо преподносятся в кампаниях по продвижению объектов.
Иные критерии просто отсутствуют в шкале потребностей у покупателей. В нашем городе очень восприимчивый народ, и если бы в общественном сознании была заявлена эта дополнительная ценность – жить в новаторском доме, с яркой архитектурной выразительностью – то застройщики бы пошли навстречу. Но в настоящее время мы видим, что эта сторона проекта отдельным образом продвигается только в сегменте бизнес и выше, да и то речь идет преимущественно о ссылке на зарубежные авторитеты. Но говорить нужно в первую очередь о качестве жилой среды – пока мы видим продиктованную экономикой проектов высотную застройку высокой плотности – и вслед за этим – гиперконцентрацию, транспортные и социальные проблемы.