с 9:00 до 20:00
+7 (812) 779-16-30
Бесплатная консультация
Район
Выбор района
СброситьВыбрать
Метро
Выбор метро
СброситьВыбрать
Локация
Выбор нас. пункта
СброситьВыбрать
Застройщик
СброситьВыбрать
Тип дома
СброситьВыбрать
  1. Главная
  2. >
  3. Новости
  4. >
  5. Москомархитектура разработает стандарты освещения исторических зданий
09.04.2015 17:06

Москомархитектура разработает стандарты освещения исторических зданий

Москомархитектура разработает стандарты освещения исторических зданий

Ирина Цветкова, главный специалист ГУП «ГлавАПУ», в рамках фестиваля «Световая архитектура» рассказала Порталу Архсовета о новом подходе к освещению исторических зданий Москвы и разрабатываемом Москомархитектурой стандарте проектной документации.

Москва по интенсивности применения световых решений является одним из мировых лидеров. Однако, хотя в столице и используется больше освещения, чем, например, в Париже или Лондоне, качество проектов намного ниже. По мнению Ирины Цветковой, причин для этого несколько, начиная с того, что проектированию правильной архитектурно-художественной подсветки в вузах не учат, для этого нет специализированной кафедры.

Архитекторам не достает опыта, и почти все, кто занимается освещением в Москве, учились этому самостоятельно. В результате при разработке проектов часто делается упор не на архитектурную среду в целом, а на отдельные здания. Впрочем, даже при разработке проектов зданий зачастую оценивается лишь его дневное освещение сверху, в то время как ночная подсветка полностью меняет архитектурные черты сооружений. Имеет место и несоответствие согласованных предложений и их практической реализации.

Москомархитектура в рамках своей компетенции последние несколько лет проводит большую работу по экспертной оценке решений в части формирования архитектурно-художественного освещения в городе. Но, как пояснила Ирина Цветкова, в настоящее время не существует законодательного способа принудить застройщика соблюдать им же предложенную концепцию.

Ирина Цветкова: «Сегодня Москомархитектура только рассматривает проекты — либо согласовывает их, либо отказывает. Более того, мы смотрим на художественную часть, которая в освещении напрямую зависит от светотехники. Поэтому комитет уже по собственной инициативе начал требовать от проектировщиков светотехнический расчет, схему расположения осветительных приборов, спецификацию самих приборов. Нас не интересует стоимость или производительность, нас интересует внешний вид — портит он или не портит архитектуру — и технические параметры: цветность света, мощность, угол падения самого луча».

По мнению эксперта, среди различных типов архитектурно-художественной подсветки, разработка и реализация проекта освещения для исторического здания или ансамбля является едва ли не самой сложной. Она требует не только досконального знания специфики и стилистических особенностей того или иного архитектурного периода при выработке концепции распределения световых акцентов и типа используемого света, но и очень тонкой и точной работы при определению мест установки и типов осветительных приборов.

Скорее неудачным примером освещения исторических зданий выступает, например, Ленинградский вокзал. По задумке заказчика, освещение исторической части вокзала должно было подчеркнуть его архитектурные особенности, выделить светом каркас, состоящий из колонн и карнизов. Но в Москомархитектуре предложенной концепцией остались недовольны.

Ирина Цветкова: «Мы не согласовали проект — работа была настолько слабой, что количество замечаний превышало все разумные пределы. Было принято решение, что проект можно реализовать, если будет выполнен ряд условий. К сожалению, у Москомархитектуры нет рычагов проверки того, были ли реализованы замечания Худсовета. Мы обнаружили, что они были проигнорированы: у колонн первого яруса световой луч настолько слабый, что прекращается уже на середине окна; карниз между первым и вторым этажом вообще провален, там идет темная полоса. У нас были замечания и по башне, потому что ее обещали выделить, но этого не произошло, как мы видим».

Существует немало прецедентов, когда заказчики намеренно скрывали, что здание является памятником архитектуры.Ирина Цветкова: «Хорошо, что сейчас Департамент наследия сделал открытую базу для проверки, потому что охранных обязательств на Художественный совет никто не приносит. Такие документы могут быть представлены только по дополнительной просьбе комитета».

Впрочем, как правило, опытные архитекторы по фасадам понимают, что здание может быть памятником архитектуры, и тогда объект направляется в Департамент культурного наследия на согласование. Ирина Цветкова: «Во-первых, мы требуем от проектировщиков, чтобы они подавали на рассмотрение не один только фасад, но и вид с разных точек зрения, перспективу. Во-вторых, сами выезжаем на объекты, смотрим на прилегающие здания, фотографируем».

Существует множество приемов освещения исторических зданий, учитывающих архитектурный стиль, фасадные материалы, колористику и их роль в контексте города. Существенные изменения в ночном облике столицы произошли с появлением светодиодных систем освещения с переменным цветом. Они могут излучать белый свет и цветной (зеленый, красный, синий — в пределах всего видимого спектра).

Ирина Цветкова: «Москву ругают за то, что в ней много синего цвета, хотя его как раз минимальное количество. Синий цвет идет от рекламы, от освещения витрин, от праздничных украшений. Что касается техники, то в архитектурном освещении сейчас все меньше и меньше используютсяметаллогалогенные и натриевые лампы. На смену им пришли светодиоды. Но этот новый источник света еще не приобрел свое инженерное „подтверждение“. Если каждая лампочка упакована в какой-то прибор, то светодиоды до последнего времени использовались в чистом виде, и только сейчас их стали вставлять в специальные рамки, например, в линейные светильники. Но еще не разработана система оптики, которая либо усиливает, либо перенаправляет свет. Поэтому белый цвет смотрится розовым, другие цвета тоже неустойчивые».

Именно диффузная оптическая система осветительных приборов не позволяет использовать светодиоды в уличном освещении. «Такой светильник светит и светит, но если нет усилителя, то свет элементарно не достает до земли. Поэтому фонарь может быть сам по себе яркий, а трасса остается неосвещенной. А самое главное на автомобильной дороге — это безопасность», — пояснила Ирина Цветкова.

Транспортные улицы предпочтительнее освещать холодным светом, потому что его задача — поддерживать водителя в бодрости. А для туристических улиц делают светильники с тёплым светом, он располагает к неспешным прогулкам и неформальному общению. Компании, которые производят оборудование, в том числе дорожные светильники, чётко классифицируют, для каких целей оно будет применяться. Это, кстати, тоже не предусмотрено ни в каких нормах, но производители сами придерживаются определенных основ светодизайна.

Решить основные проблемы нынешнего процесса согласования и реализации световых проектов, должен помочь разрабатываемый в настоящее время Москомархитектурой новый стандарт проектной документации. В основе стандартов будут положены три базовых блока:

— Сбор исходных данных, градостроительный анализ. Разработку проекта должно предварять тщательное обследование объекта и его градостроительного контекста. В проекте должны быть заложены решения, отвечающие стилистике сооружения и окружающей его застройке;

— Моделирование. Необходимо сформировать световую модель, учитывающую архитектурный контекст, исторические, стилистические и функциональные особенности, градостроительный статус и содержащую основные принципы и приемы формирования светового образа объекта и световой структуры территории. Компьютерная модель концепции отображает все нюансы освещения рассматриваемого объекта. Проект должен содержать качественные и количественные параметры, обеспечивающие эффективную реализацию разработанной модели;

— Оборудование. В проекте должны быть заложено осветительное оборудование, обеспечивающее реализацию проектных решений, и при этом отвечающее современным требованиям по безопасности, долговечности и энергоэффективности.

Ирина Цветкова: «Принимая во внимание недостатки проектов, которые к нам попадают, мы сейчас организовали работу по разработке эталона концепции фрагментов городской среды и монообъекта. Должен будет пройти приказ по Москомархитектуре, в котором будут четко прописаны документы, необходимые для подачи проекта на согласование. В дальнейшем это может перерасти в какое-то постановление Правительства Москвы. Например, концепция единой световой среды города Москвы, разработанная в 2008 году, переросла в постановление Правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1037-ПП "О Концепции единой светоцветовой среды города Москвы". И мы до сих пор на него ориентируемся, хотя само постановление, по сути, анализ городской среды, без каких-либо правил и требований. Конечно, большая сложность таких «стандартов» заключается в том, что художественный облик каждым человеком воспринимается по-разному и его очень сложно регламентировать».